Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Оборудованные учебные кабинеты
В логопедическом кабинете при организации развивающей среды созданы и наполнены необходимым оборудованием зоны, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.
В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности. Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно.
Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. На карте страны отмечается место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Объекты для проведения практических занятий
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальной деятельности с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, а также проведения праздников, развлечений, спектаклей, фестивалей детского творчества, в том числе с детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный центр, проектор, ноутбук, экран. Созданная развивающая предметнопространственная образовательная среда в музыкальном зале позволяет успешно реализовать образовательную программу дошкольного образования, адаптированную образовательную программу дошкольного образования для ребенка с РАС, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ. Музыкальный зал обеспечивает осуществление образовательной деятельности и взаимодействие с семьями воспитанников.
Объекты спорта
Физкультурный зал расположен на первом этаже здания и предназначен для организации утренней гимнастики, занятий по физическому развитию, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ, для проведения праздников, соревнований, спортивных развлечений, в том числе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ, для проведения спортивных соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников. Физкультурный зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами. Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение. Перечень музыкального сопровождения периодически обновляется для стимулирования активности детей. Разнообразный спортивный инвентарь позволяет развивать такие физические качества, как координация и гибкость, способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Библиотека
Библиотечный фонд муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №20 « Незабудка» комбинированного вида г.Новотроицк Оренбургской области»
В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования в МДОАУ № 20 сформирована библиотека. Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными учебными изданиями (включая учебные пособия), методическими изданиями по всем входящим в реализуемую образовательную программу дошкольного образования МДОАУ № 20 образовательным областям, в том числе изданиями для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей — инвалидов. Библиотека расположена в методическом кабинете, оснащена оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, принтером. Для педагогов МДОАУ № 20 обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям. Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Положение о бесплатном пользовании библиотеками и информационными ресурсами, порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в МДОАУ №20».
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Условия питания обучающихся
Питание в "МДОАУ Детский сад № 20" организовано пятиразовое, в соответствии с примерным 10- дневным меню и технологией приготовления пищи. Проводится витаминизация 3-го блюда. Натуральные нормы питания колеблются в пределах от 90 до 100 % При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. Завтрак составляет 20% суточной калорийности, 2-ой завтрак - 5%, обед - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%. Важно правильное распределение различных продуктов в течение суток. В течение года между завтраком и обедом дети получают соки, фрукты. В еженедельный рацион питания включены фрукты, овощи, мясо, рыба и творог. В организации питания ребенка раннего и дошкольного возраста большое значение имеет соблюдение определенного режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита. Выдача готовой пищи с пищеблока и прием пищи в группе осуществляется согласно режиму дня. Перед раздачей пищи в группы, бракеражная комиссия снимает пробу. Ежедневно проверяется качество поставляемых продуктов, осуществляется контроль за сроками реализации и правильностью их хранения.
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - одно из ведущих направлений деятельности учреждения. В детском саду созданы благоприятные условия для реализации данного направления. Имеется физкультурный зал, спортивная площадка, уголки здоровья и физкультурные уголки в каждой возрастной группе, оснащены всем необходимым оборудованием для развития двигательной активности детей, профилактики плоскостопия, нарушения осанки. В группах имеется здоровьесберегающее оборудование (зрительные тренажеры, массажные мячи, бактерицидные лампы)
Доступ к информационным системам
В МДОАУ «Детский сад № 20» с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества создано единое информационное пространство. Имеется следующее оборудование:
- электронная почта;
- 3 сетевых точки выхода в Интернет;
- разработан и действует сайт ДОУ.
Доступ к информации для всех категорий граждан, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, представленной на официальном сайте МДОАУ «Детский сад № 20» обеспечен наличием версии для слабовидящих.
МДОАУ «Детский сад № 20» оснащено компьютерной техникой
Электронные образовательные ресурсы
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам в МДОАУ «Детский сад №20» не предусмотрен
Доступная среда
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации образовательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи в МДОАУ "Детский сад №20" функционируют группы комбинированной направленности, в которых реализуется образовательная программа дошкольного образования и адаптированная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В групповых помещениях оборудованы уголки сенсорного развития, в которых размещены игры и пособия для развития мелкой моторики, ориентации в пространстве, имеется оборудование для развития моторной сферы, речевой и книжный уголки, подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие артикуляционной моторики и дыхания. Для развития мелкой моторики используются прищепки, трафареты, пальчиковые игры. Подобраны материалы по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты), пособия для звукобуквенного анализа (схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова, игры по лексике и грамматике, по развитию связной речи), пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схема слова).
В детском саду имеется кабинет учителя-логопеда, оснащенный диагностическим, методическим материалом, учебно-наглядными пособиями и предназначенный для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Объекты для проведения практических занятий
В МДОАУ "Детскй сад №20" оборудован музыкальный зал, физкультурный зал кабинет учителя-логопеда, в котором занимаются дети с тяжелыми нарушениями речи.
В МДОАУ "Детскй сад №20"оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи, расположенными на территории: теневые навесы, спортивная площадка, огород.
Библиотека
В методическом кабинет детского сада оборудована библиотека, которой в том числе могут пользоваться лица с ОВЗ.
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями.
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи в детском саду оборудованы:
- Спортивный зал, предназначенный для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой, проведения спортивных праздников, развлечений и соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
- Музыкальный зал, предназначенный для проведения утренней зарядки, проведения праздников, развлечений и соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
- Тренажерный зал, предназначенный для проведения оздоровительно-профилактической работы, развития двигательной активности и физических качеств детей.
- Спортивная уличная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками.
- В группах оборудованы физкультурные уголки для проведения оздоровительно-профилактической работы, развития двигательной активности и физических качеств детей, расширения индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.
Средства обучения и воспитания
-
Для осуществления образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи в МДОАУ "Детский сад №20" используются различные средства обучения и воспитания:
- приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь - обручи, скакалки, гимнастические обручи разной величины, флажки, мешочки для метания, гантели, тоннели, фит-бол, гимнастические ленты, мат, мешки для прыжков, набивные мячи, гимнастическая доска, гимнастические скамейки, дуги для подлезания, детский тренажер "Беговая дорожка", стойки для прыжков, батут с держателем, ;
- инструменты (в том числе музыкальные) - металлофон, барабан, треугольник, звуковысотные колокольчики, тарелки металлические, маракасы, губная гармошка, трещотки, ложки деревянные , скрипка, гитара, маракасы из бросового материала, бубенцы, балалайки, бубен, дудочки, погремушки, кастаньеты, детская гармонь.
- учебно-наглядные пособия - серия наглядно-дидактических пособий: «Грамматика в картинках»: «Словообразование», «Один-много», «Ударение», «Множественное число», картотека предметных картинок "Животные жарких и северных стран, животный мир океана", "Бытовая техника", "Школьные принадлежности", "Веселая артикуляционная гимнастика", "Артикуляция звуков в графическом изображении", наглядно-дидактическое пособие "Развитие речи в детском саду для занятий с детьми 4-6 лет", "Рассказы по картинкам": "Весна", "Лето", "Осень", "Зима", "Распорядок дня", "Летние виды спорта", "Профессии", "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Великая Отечественная война", "Защитники Отечества", "Логопедический альбом для обследования звукопроизношения", " Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи";
- аудиовизуальные средства - музыкальный центр, пианино, аудио подборка художественных произведений;
- печатные образовательные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности - комплект детских книг, энциклопедии, набор букв русского алфавита;
- иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений, магнитная доска.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно - функциональных зон: доступно - частично избирательно.
В МДОАУ "Детский сад №20" созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
- при входе в здание МДОАУ "Детский сад №20" расположена кнопка домофона;
- имеется возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе с помощью работника, уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- при входе в доу имеется вывеска с названием организации, графиком работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- официальный сайт МДОАУ "Детский сад №20" имеет версию для слабовидящих (для инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
В МДОАУ "Детский сад № 20" имеется в наличии средство доступа в здание: пандус. Конструктивные особенности здания МДОАУ "Детский сад №20 "Незабудка" комбинированного вида г.Новотроицка Оренбургской области" не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Специальные условия питания
МДОАУ "Детский сад №20" осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не предусмотрено, так как дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют ограничений в питании и питьевом режиме.
Специальные условия охраны здоровья
В МДОАУ "Детский сад №20" созданы специальные условия для охраны здоровья обучающихся:
- Для оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, в здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский кабинет, который оборудован в соответствии с санитарными правилами.Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинским персоналом учреждения здравоохранения (ГАУЗ «ДГБ» г. Новотроицка), на основании заключенного договора.
- Для детей с тяжелыми нарушениями речи определен оптимальный режим учебных занятий: расписание занятий составлено с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности занятий. Учитель-логопед организует образовательную деятельность в группах комбинированной направленности, где, в период с 1 по 15 сентября, отводится время для сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на учебный год.
- Для пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, оказывают консультативную поддержку родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, где систематически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Широко используются возможности официального сайта дошкольного учреждения и аккаунты в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассниках".
- Для организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом предпринимаются профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки;
-наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
-дыхательная гимнастика;
-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-в холодное время года ходьба по массажным коврикам, в теплое время года - по "Дорожке здоровья";
-мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов - лук, чеснок);
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий.
- В качестве санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий проводится вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой.
Доступ к информационным системам
В МДОАУ "Детский сад №20" с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательных отношений в условиях информационного общества создано единое информационное пространство:
- электронная почта;
- 3 сетевых точеки выхода в Интернет;
- обеспечена открытость и доступность размещения информации на официальном сайте МДОАУ "Детский сад №20" в сети "Интернет".
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Педагоги используют в работе следующие электронные образовательные ресурсы: презентационные материалы, звукозаписи, видеофрагменты, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием тем и возрастом детей, анимационные произведения.
Электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ: флеш-накопитель с логопедическими играми "Мерсибо", презентации по темам неди, "Веселая логоритмика".
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи): ноутбук, колонки, микрофон.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОАУ "Детский сад №20" отсутствуют
Жилые помещения в общежитии, интернате
Жилых помещений в общежитии, интернате при МДОАУ "Детский сад №20" не предусмотрено
Обратная связь по вопросам питания
Документы отсутствуют